Project Description
ЭТЮДЫ
В творчестве Геннадия Квашуры работ в жанре пейзажа сравнительно немного. Всё-таки основной интерес художника лежит в области большой станковой картины. Однако и среди пейзажей есть произведения, заслуживающие внимания.
Многие этюды написаны в Пашковской и её ближайшей округе. В целом ряде работ присутствует элемент сюжетности благодаря человеческим фигурам. Вследствие этого происходит неуловимый переход к композиционным этюдам жанрового характера. Есть у художника и собственно жанровые композиции. С другой стороны, пейзаж немало-важную роль играет в некоторых его композиционных эскизах на историческуютему.
«Моя улица» — так можно озаглавить целую серию работ Геннадия Квашуры. Однако если «Моя улица.Зима» или «Сарай. Этюд», «Лето», «Октябрь. Ветрено» НОСЯТ «набросочный» характер, другие этюды композиционно продуманы и содержат в себе элемент картинности. Таковы «Дворик», «Станица», «Осень. Мои внуки». Последняя работа — одна из лучших в этом ряду и напоминает о лучших работах Ф. Васильева, И.Левитана, В. Стожарова. В другой работе, под названием «Вечер», можно видеть элемент сюжетности: женщина поит из ведра телёнка. Однако сюжет подчиняется общему настрою, заданному именно пейзажем, вечерним освещением, жарким воздухом.
В нескольких работах художник также прорабатывает проблему изображения выбеленной стены саманной хаты в различном освещении. Это и «Тёщина хата», просто «Хата», «В тени возле сарая». Уютное камерное пространство станичных двориков, сочетающее в себе качества интерьера и пейзажа, осмысляется и раскрывается в картинах «Соседское подворье. Тётя Вера» и особенно в «Лущенье абрикос».
В группе других работ, напротив, получает воплощение обширное открытое пространство. Это «Поле.Новоивановская» с её скирдами и рядами сложенной соломой, «Пахота. Новоивановская» — с густой и плотной чёрной почвой, играющей в тени голубыми рефлексами неба и уходящая к горизонту «Северская». Сельские впечатления получают обобщённое, емкое воплощение в композиционных этюдах «Уборка кукурузы», «Уборка сена», «Полдень». На основе последнего этюда художник пишет картину с аналогичным названием. Видно, как отконкретики выразительного этюда он переходит к обобщению, создавая запоминающийся, реалистический образ. Загорелый крестьянин, присев на телеге, ожидает, пока жеребёнок закончит сосать кобылу, и тогда можно будет продолжить путь. В этой жанровой сценке — рассказ о деревенской жизни людей с ее вплетенностью в жизнь природы.